Как развивался человеческий мозг первобытных людей

Эволюция головного мозга человека

Открытая лекция

Сергей Вячеславович Савельев

Российский учёный, эволюционист, палеоневролог, доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека РАН

Эволюция мозга человека — это увлекательный процесс, который охватывает миллионы лет истории развития не только нашего вида, Homo sapiens, но и предковых групп, которые предшествовали нам. В ходе лекции мы исследуем ключевые этапы этой эволюции, от ранних гоминид до современного человека.

Лекция профессора Савельева,

прочитанная 25 октября 2024 года в Институте морфологии РАН"


Выбери нужный формат лекции


СМОТРЕТЬ и СЛУШАТЬ или ЧИТАТЬ

Итак, уважаемые слушатели, которые дошли в субботу до НИИ Морфологии Человека, я сегодня расскажу про эволюцию мозга человека.

Это всегда забавно, потому что очень много людей сейчас, особенно популяризаторы от религиозных организаций, еще хуже от психологических, ещё хуже от антропологических, которые погружены в набор таких иллюзий, которые существуют десятилетиями и некоторые столетиями.

Они, так сказать, заворачивают голову, что иногда приводит к очень печальным последствиям. То есть они пытаются заменить позитивное знание, которое существует, на некий набор духовных, религиозных или социальных иллюзий. На самом деле, никаких проблем нет, никаких провалов в эволюции не существует. Она очень подробно исследована, и знания о мозге, оно, к нашему несчастью, не предполагает никаких мистических объяснений.
Все началось довольно давно, то есть формально, около 65 мировых лет назад, когда наши дорогие предки были вроде похожи на небольших крысюков, которые вели полуподземный образ жизни, активно были ночью. За это мы расплачиваемся, в том числе и по медицинской части.

А именно, проблема в том, что мы тогда почти утратили зрение начисто, и у нас осталось только сумеречное зрение. И наше зрение по этой причине возникло вторично. Поэтому оно по сравнению с орлами, по сравнению с птицами, даже рептилиями низшими, оно намного хуже, чем то зрение, которое мы могли бы обладать, но не было бы истории 65 миллионов лет давности. Собственно говоря, человеческий путь, он начался с таких вот небольших существ, с таких вот скелетов.

Скелет проплиопитека/ реконструкция
Скелеты найдены. Их найдено довольно много. Это проплиопитеки. Здесь, в данном случае реконструкция черепа. Маленькие существа, где-то в районе 15 килограмм, похожие на современных мартышек, но мозги соответствующие. Весь мозг вписан в череп, это реконструкция. Я их всё время делал по многочисленным остаткам отливов этих существ. Им где-то 26-28 миллионов лет. То есть вот с такого убогого начала и началась человеческая история.

Она длилась, как вы понимаете, довольно долго. До бипедальности ещё было почти 25 миллионов лет. Это всё происходило на уровне приматов и кончилось вот нами, в данном случае, здесь как раз девица пониженной социальной ответственности, умершая от излишеств, но тем не менее, её мозг просто в хорошей сохранности. Обычно у пожилых людей мозг существенно уменьшается. После 50 лет за каждые следующие 10 лет 30 грамм. Так что, легчает.

Почему? За счёт смерти нейронов, особенно для тех, кто головой не пользуется.
Поэтому пользуйтесь. Иначе, несмотря на крепкое физическое здоровье, голова может отсутствовать, что мы часто сталкиваемся у спортсменов.

При этом у нас на сегодняшний день каковы параметры человеческие? Ну вот, от 670 до 2400 грамм — это обыватели. То есть те, кто населяют эту планету, 670 грамм — это не то, что какой-то там убогий гражданин. Нет, это член английского парламента. Это нормально. Ну, в парламенте, как вы понимаете, этого достаточно в английском.
И вот есть патологические ситуации. Здесь от 240 грамм до 2800. Ну и у гениев не встречают в больших диапазонах. Это 1000 грамм. И на другом конце 2 с небольшим килограмма.

При этом никаких странностей, никаких сверхъестественных приобретений в мозге человечества нет.

Если мы даже посмотрим на современных детёнышей и сравним их, например, с проконсулом, которого только что видели, то выяснится, что даже затылочные области, те самые, которыми мы воспринимаем мир, то есть наше зрение, они, в общем-то, похожи.

И детёныши 26-28 недель имеют все те же признаки, что и ранние с небольшим количеством борозд и извилин проконсулы. А если посмотреть на то, с чем мы сталкиваемся, то вы увидите вот такую картинку. Австралопитек, с которого все началось, почему все началось с него?

Ну, потому что он такой сладкий и хороший, а потому что на выбросах вулканов на пепле найдены многочисленные следовые дорожки, по которым, как вы знаете, опытный Шерлок Холмс может определить рост, вес, и по длине шага и другие особенности. Оставлено много дорожек, эти дорожки исследованы, и таким образом это не умозрение, а прямое доказательство бипедальности наших австралопитеков.
Мозг у них не бог весть какой- 450 грамм. У шимпанзе, у современного, 379, но это в среднем бывает и 450. То есть, практически, это такой шимпанзе, который ходил на двух ногах.

Современный социальный микроцефал, там много микроцефалей, три вида патологии. Одна из них микроцефалия веры, когда генетических изменений нет, а мозг маленький, вот такой 385 грамм. Ну и взрослого человека 1380 современного.

При этом эти мозги, несмотря на все эти разницы в размерах, они все рабочие. У микроцефалов и взрослого человека это все непосредственно связано с социальным поведением.

При этом эволюция шла не только по размерам мозга, она шла и по устройству неокортекса. Неокортекс это то, чем покрыты наши мозги, с бороздами и извилинами.
Вот реальное соотношение размеров.
Есть номера полей, и самое главное, то, чем считают психологи наивно, думают люди, это лобная область. На самом деле ассоциативные центры, это все всего лишь сорок седьмое поле, сорок восьмое поле или десятка.
То есть, на самом деле, для мышления в лобной области у нас очень мало.
А вот это письмо, слежение за предметами и прочее, прочее.
При этом, как я вам сказал, эволюция шла не только по размерам мозга, но и по конструкции.
Обратите внимание на плотности клеточных элементов в коре.
Понятно, что от макаки резус, гиббона и шимпанзе у человека самая сложная конструкция, при этом нейроны располагаются намного плотнее.
Как же произошли эти несчастье? Что мы и стали, собственно говоря, на две ноги.
Дело в том, что всегда вопрос сводится к еде. А что будем есть? Это главное.
И вот питание является ключом для биологических адаптаций эволюции мозга.
И все было замечательно.
Вот реальная реконструкция Австралопитека по вот этому черепу.
Как видите, челюстной аппарат такой же, как у нас, только челюсть чуть-чуть сведена, а не раздвинута.
И вот эти 450 грамм в таком черепе, они, как известно, видите, кончаются вот такой структурой. И они стали бипедальными не от того, что они пошли в поля за корешками, это идиотизм, потому что, сами понимаете, кто ж откажется от хорошего богатого леса, чтобы пойти ковырять корешки, где их легко могут поймать и любые хищники.
Ну, есть такие представления, связанные с трудовой теорией происхождения человека, но поскольку Маркс сам в человека так и не превратился, с этим трудно согласиться.

Значит, как все это происходило?
Если посмотреть на западные исследования, то смысл их в том, что они выстраивают такие прямые, которые на самом деле кривые. И сейчас найдено огромное количество вариантов, когда масса мозга здесь объем, то есть, считайте, умножайте один ноль восемь, а здесь время в миллионах лет.
На самом деле, вся эта история от австралопитеков длится 4,5 миллиона лет и дала огромное количество разнообразных вариантов. Причем парантропус это те, которые питался австралопитеками.
Когда еда закончилась они стали охотиться на то, что проще, то есть на своих ближайших родственников. Почему?
Потому что еда основная располагалась в Восточной Африке.
Это довольно простые были полузаболоченные места, если вы бывали на Цейлоне, там как раз то же самое: мелководные болота, в которых огромное количество различной органики, короче говоря, чёрная, красная икра в всяких вариантах, фрукты замечательные, сладкие, которые висят на деревьях. На всем этом паразитируют птицы, а значит белок, яйца. Если вас кормить икрой и разнообразными кумкуатами и агавами там всякими.
То вам зубы не будут нужны, как и у австралопитеков. Поваров-то китайцев не было, а зубы уже были, как у нас, даже с кариесом. Это очень и очень печально.

Так вот, в изобилии пищи, а оно требовала только одного – заходить поглубже в воду. Для того, чтобы заходить поглубже в воду, нужно ходить на двух ногах.
Современные приматы делают то же самое в тех условиях, когда у них пища располагается в воде. Вот с этого все началось.
Они прожили почти 10 миллионов лет в райских условиях. Именно поэтому во всех религиях мира есть такое нежное воспоминание о рае.
Конечно, никакая ни Адам, ни Ева, ни прочие все эти глупости высоко духовные не имеют отношения, но наши предки 10 миллионов лет сидели в условиях практически райского снабжения пищей.
Результат. Зубы стали как у нас, бипедальность возникла, у женщин прекратились годичные половые циклы, то есть готовы размножаться в любое время дня и ночи, было бы желание, то есть пришли на месячные.
Это есть плоды тех 10 миллионов лет адаптивной эволюции в избытках пищи.
Можно ли представить, как эти тварюшки, австралопитеки, и ближайшие родственники, чего могли, чего могли?

Вот тут австралопитек, человек умелый и человек выпрямленный.
А здесь, милые нашему сердцу, современники.
Ну, идиоты с микроцефалией верой, их масса мозга здесь рядом написана.
Что же они могут?
Вот видите, это красавец из Швеции. Значит, 385 грамм, он вполне был адекватен, работы Карла Фохта этому посвящены были.

И при таком небольшом мозге он вполне... Вот он. Мозг извлечён после смерти. Мог вести в полной социальной жизни он там был пастухом, шутил, курил, выпивал, в общем, все, что положено. Нормальному человеку, то есть, приехав в какую-нибудь глубинку, вы не очень его отличите от тамошних обитателей.
Таких людей было много.
Здесь как раз приведена нижняя граница, ниже 550 грамм, и все эти люди, в той или иной степени, обладали способностями вести социальную жизнь.
То есть, уж 450 грамм для австралопитека, этого было вполне достаточно для того, чтобы не просто коммуницировать, обладать речью, но и создавать кое-какие орудия.

Они есть? Есть. Это так называемые сколы, чоперы, они найдены по всему миру. Там, где хотя бы появились эректусы, когда-то, но, конечно, позднее, мозг-то у них побольше, но, тем не менее, это уже орудийная деятельность.
Использовали огонь? Да, использовали.
Уже начиная через миллион-полтора миллиона лет наши предки, имеется в виду человек умелый и эректус, они уже стали впоследствии использовать, в том числе, и огонь.
Связано это как-то с мозгом? Да, конечно, связано.
Вот, посмотрите, динамика изменения объёма мозга.

После того, как австралопитеки уступили уже нашим предшественникам гомоэректосу. 955 грамм с поначалу, потом, спустя полмиллиона лет, подрос мозг, потом достиг килограмма, и в конце концов потомки электуса солоэнсис, ну это одна из боковых ветвей, достигли практически мозга наших современников.
Современный мозг африканцев в основном составляет 1200 грамм. Примерно такая же история была Гэльдельбергским человеком, который вообще завершил практически эволюцию мозга, достигнув 1312 грамм. Сегодня и в среднем по планете мозг весит 1320 грамм. Это средняя величина.
Ну и в конце концов, если мы обратимся к чистой фактологии, без всяких фантазий, посмотрим, как это могло произойти, за счёт чего увеличивался мозг, то мы увидим очень интересную вещь. Если зона зарождения, и в зоне зарождения у нас масса мозга очень невелика, то есть где-то в районе 800 грамм, они стали расселяться, расселяться по всей планете, и вот пути миграции, собственно говоря, здесь показаны. На них отмечены точками массовой находки. Это не единичный случай.


Пути миграции гоминид
Я даже не буду обсуждать никакого алтайского человека, там обсуждать нечего, поскольку только фрагменты с очень сомнительными генетическими исследованиями. Мы будем обсуждать то, от кого остались черепа.
А черепа остались вот от всех, кто здесь перечислен.
И смысл, не вдаваясь в детали, состоит в том, что каждый раз при переходе к новому месту обитания у нас почему-то увеличивался мозг. Возникает вопрос, а почему?
С какой стати? Мы сидели по ней, сидели в хорошем месте.
Во-первых, почему начали разбредаться?
По очень простой причине – еда кончилось. Геологией мы управлять не можем, и поэтому пища калорийная, то есть икра, фрукты, яйца, они закончились.
И наши предки стали расползаться по планете, причём и на юг Африки, и на запад Африки, и в Азию, и в Европу, то есть на Кавказ, и расползались почему-то все равно увеличивая размер своего мозга. Что случилось-то? Оказывается, если посмотреть в динамике, что происходило в местах, куда они переселялись, то выяснится,
что в процессе миграции почему-то уходили из зон обитания, наиболее головастые. Потом что в они находили хорошие места обитания и там жили спокойно.

Потом опять те, кто с мозгом покрупнее, как видите, здесь увеличение размеров мозга, а здесь временная шкала, мигрировали опять. Мигрировали, и как только находили хорошие места, мозг перестал увеличиваться. Ну, я думаю, что вы понимаете, что если перекармливать ребёнка, то ничего с ним не требует. Ждать от него интеллектуальных усилий не приходится.

Итак, это продолжалось довольно долго. Много было зон миграции. То, что вот на предыдущем слайде было отвечать, точная точками. Но возникает вопрос, а как же это происходило? И почему оседлые формы очень часто вымирали, а те, которые оставались в одном и том же месте, никак размеры мозга не увеличились?

По очень простой причине. Вы знаете, прекрасно все в школе учились, некоторые даже в институте, что люди с особенностями, имеется в виду не идиоты, не дети индиго, а те, кто поумней, и те, кто посообразительней всегда раздражают и преподавателей, да и своих одноклассников.

С чего бы это? Ну, потому что умные всегда придумывают всякие подлости социальные, которые плохо переносятся с окружающим. То есть разрушают стабильные социальные структуры. Также раздражают кто?

Агрессивные. Ну, их, значит, раньше в милицию, теперь в полицию или в специальное заведение. То есть в чем дело?
То есть, получается, агрессивные с одной стороны, а с другой стороны умные.
И те и другие дестабилизируют любую социальную структуру.
Именно поэтому каждый раз этих самых агрессивных умных изгоняли. А это что? Умные, как правило обладают мозгом покрупнее, у людей, у которых отмечена гениальность, мозг крупно в четыре раза встречается чаще, чем там, где гениальность отсутствует. Это исторический факт.
То есть шансов от того, что в большом мозге появятся какие-то особые способности намного выше, это не значит, что маленький мозг ни на что не способен. Вот недавно открыли памятник, там его переставили Анатолию Кони, у него чуть больше килограмма было. Или Анатоль Франц, а с другой стороны, Тургенов с двумя килограммами или Кромвель

У нового здания Российской национальной библиотеки на Московском проспекте появился памятник Анатолию Фёдоровичу Кони - самому известному юристу России.
То есть, у нас получается, хорошая жизнь приводит к стабилизации. И мозг не увеличивается. Изгнание умных и агрессивных приводит к миграции и началу новой адаптивной эпохи, которая увеличивала мозг.
По этой причине, когда мы смотрим вот на эту картинку, мы понимаем с вами, что вот это миграция изгоев, которые спасали свою шкурку, чтобы не быть съеденными своими ближайшими родственниками. Таким образом, механизм эволюции, собственно говоря, на ранних этапах, заключался в том, чтобы изгонять людей, которые дестабилизируют сообщество.
Это и сейчас происходит.
Агрессивных мы сажаем в тюрьму, а умным, как правило, перекрываем кислород, чтобы они ничего не придумали, ни того.
Это вы знаете по себе.

Таким образом, полиморфизм является источником разрушения социальной структуры в обществе, и от них избавляются. Вот, и для социальной популяции важно и не иметь умных или агрессивных, а иметь понурых дураков, что, собственно говоря, мы с вами и наблюдаем. Значит, ещё больше степени разрушают, чем вот эти агрессивные люди, одаренные, но последствия вам понятны. Отсюда и цепочная миграция, о которых я вам только что рассказывал.



Что же произошло в конце всей этой эпической истории? В конце всей этой эпической истории появились очень похожие на нас люди.
Это кроманьонцы и неандертальцы.
Ну, обычно неандертальцы так изображают поудутловатей, такими немножко сгорбленными, что является неправдой, потому что неандертальцы были более мощными, это правда, но уж никак не одутловатыми и глупыми. Дело в том, что там эволюция шла по двум разным путям после эректуса.

То есть, по неандертальцам и по сапианцам. Ну, китайский и пекинский человек, они, как известно, были каннибалами, и ни одного целого черепа в Китае не найдено. Они там все съедали, сейчас китайцы даже это признают, в конце концов. В чём дело, в чём разница между неандертальцем и кроманьонцем? Дело в том, что кроманьонцы жили большими социальными группами. Шайками большими. Вы понимаете, не очень умными, да не очень.

Но зато социально сплочёнными и избавляющимися от самых сообразительных.
А неандертальцы малыми семейными группами, где индивидуальный интеллект играл ведущую роль. Поэтому многие вещи стараются не обсуждать и не говорить.
Ну, например, для добывания огня неандертальцы использовали, сейчас уже найдено больше 20 случаев, использовали, например, соли марганца, которые понижают на 400 градусов исполнение сухих веток и прочего. До этого надо додуматься.

Микролитическая техника быстрее всего возникла у неандертальцев.
Сейчас исследование пещер в Испании, показало, что у них такая же была наскальная живопись. И потом уже, заняв эти пещеры, сапиенсы вписывали в их там сетки и квадраты своей картинки.
То есть, отличие немного, если мы обратимся собственно говоря, к знаменитым находкам, сделанным под Владимиром, то там мы видим, очень любят это антропологи порассказывать о том, что там вот смотрите, 28 тысяч лет назад негроид, это прям, пожалуйста, угро-финская физиономия и чисто европейской мол де разницы не было.
Нет есть, современные генетические исследования показали, что никакие не родственники, это просто места временной охоты обитания, и генетически они различаются, так же как современные белые люди, негры или угро-финские популяции, это все есть, все это доступно.

То есть иначе говоря, разница, скажем так, приуменьшалась, особенно в советской антропологии. А на западе на это вообще не обращали внимания, пока инструментов нет.
Вот эти все орудия, они вообще найдены конкретно, вот эти найдены, непосредственно на Сахалине, там палеолитические стоянки, и исчисляются десятками тысяч, где была очень развитая культура, никаких проблем интеллектуальных, ни с микролитической техникой, ни с какими вот этими отщипанными стрелами не было. Для того, чтобы сделать наконечник, нужно не беречь его, а нужно носить с тобой самоткой нуклеус. И за 10 минут мы от этого отщипывания делается новая стрела. То есть, иначе говоря, к моменту появления реальных сапиенсов современного типа, мы имели две популяции. И вот у сапиенсов, значит, масса мозга, здесь возраст, здесь находки конкретные. От 1730 до 1090 грамм это сапиенсы.
Примерно такую же картину даёт и неандертальцы. Дело в том, что на заре всего этого разница была очень невелика 1564-1547. И это не единичные находки.
Полиморфизм массы мозга Homo sapiens
Это массовый материал. Потому что даже по австралопитекам на сегодняшний день найдены десятки взрослых особей и достаточно много молодых детёнышей, которые в том числе выкроены из известняка, и этот материал весь опубликован, доступен. Так вот, начало у тех и других было примерно одинаково, когда требования были очень высокие к мозгу, к человеческому, и надо было решать конкретную задачу, они решались на одинаковом материальном составе. То есть 1500 с копейками грамм для мозга это очень много. У современных людей, напомню, 1320 это сегодня по планете. То есть вот из этого гигантского объёма началась параллельная эволюция.

Почему же сапиенсы уничтожили неандертальцев?
Очень просто. У сапиенсов были большие популяции. Они физически уничтожили малые семейные группы неандертальцев, которые явно были поумнее, явно были предприимчивее, и мозг у них был более развит.
Произошло это около 30 тысяч лет назад.
И попытки нас убедить в том, что там была метисация, что мы имеем гены, значит, она, в общем-то, никчёмная.
Почему?
Потому что митохондриальная ДНК, которую использовали для аргументации таких выводов, она на самом деле очень полиморфна.
И внутри каждого человека вот митохондриальная ДНК в почках, в печени, в лёгких, в мозгах различается по геному во много раз, поэтому это не критерий.
В настоящее время такие критерии используют запрещено, а основная ДНК, не митохондриальная, а ядерная, она показывает, что, ну, максимум там 2-3%, причём быстрее всего это просто общие корни, поскольку, извините, мои очки отличаются от шимпанзе мальчиков, сел на 1% генов, от девочек на 2%.
Так что, это, кстати говоря, с точки зрения эволюции, не критерий, потому что в генах никакой формы мозга нет, а есть базовые события, клеточные пролиферации, дифференцировки, которые имеют косвенные отношения.
В результате, видите, что произошло.
Sapiens, победивший всех на свете, уничтожив всех конкурентов, кто вымер сам, кому помогли, стал почему-то уменьшать свой мозг в размерах. Конкуренция исчезла.
И здесь очень важный момент. Вот европейские материалы на эту тему, они показывают, что с 1462 граммов, это средние величены, опустилось до 1300. Почему?Европа маленькая, полторы тысячи лет только последних, интенсивного отбора, они, собственно говоря, и привели к тому, что мозг сначала увеличился, это правда, достиг своего апогея, а 30 тысяч лет назад, а потом стало уменьшаться.
В чем дело?
Ценность людей стала измеряться не их интеллектуальными возможностями, а тем, что они могут делать в сообществе, то есть насколько они себя ведут адаптивно. То есть вы же знаете, по своему личному опыту, что те, кто хорошо слушает начальство, учителей и прочее, тут имеет преимущества. А те, кто спорит, скандалит и безобразничает, преимуществ таких не имеет.
То есть социальные подлизы и адаптанты, они имеют большие преимущества. Они нравятся, это отдаёт результаты.
То же самое происходило и 30 тысяч лет назад. Естественно, в Европе, в которой очень плотное население, кто выживал. Крестовые походы, это о чем? Это внутри Европы же их сначала несколько столетий проводили, а только потом на Ближний Восток пошли. Кто им давал деньги, а кто выживал в этих крестовых походах и массовом уничтожении?
До 80% населения, кстати говоря. Кто выживал?
Выживал тот, кто лучше всего сообщит той же самой Святой Инквизиции, у кого деньги, кто вредит, кто потом воспользуется этими землями, деньгами и всем остальным. То есть развивалась в Европе, шёл интенсивный революционный отбор по механизмам развития предательства, подлости, лицемерия и всего остального. Поэтому в религиозном плане там сейчас такая печальная картина.
Ну, аналогичная была очень сильная разница в Китае, но Китай — это отдельная история, поскольку там уничтожение населения в качестве искусственного отбора и церебрального сортинга достигало 30%. Никто никогда таких масштабов самоуничтожения, как в Китае и в окрестных странах, не проводил. Поэтому и результат соответствующий.
Творческие личности, их надо беречь и выращивать. Чем больше полиморфизма, тем больше шансов того, что у вас появится талант или гений.
Чем меньше полиморфизм, тем, соответственно, однородней популяции и хорошо управлять, как и в Европе, например, но зато с гениальностью большие проблемы.

Секрет весь находится соотношение структур мозга, потому что если мы посмотрим на гамадрила или на орангутана, то вы увидите, что, например, у человека здесь тоже все те же самые поля, только они маленькие, у нас вот этот вот картинка весёленькая на самом деле представляет собой нанесенные на поверхности мозга специализированные поля, которые занимаются тем, что, например, здесь слух, здесь зрение, здесь двигательная координация, здесь сенсорно-моторная, здесь как раз центра письма, здесь горячо любимый центр речи.

Только не надо думать, что вы говорите с помощью зон Брока. Артикуляция управляет да, но мышление находится вот здесь. На самом деле около 10% лобной области занимается, собственно говоря, интеллектом. Если мы посмотрим на обезьянок, то окажется, что вот здесь вот у нас горилла, а здесь человек.
Давайте посмотрите на ключевые человеческие.
46-е поле сравните и десяточку.
Понятно, что здесь разница в десятки раз. То есть 40-кратные различия по чисто человеческим полям.
Поэтому никакого равенства с обезьянами нет и быть не может.

Таким образом, эволюция мозга шла не только по размерам, не только по цитоархитектурнике, то есть упаковке нейронов в коре, но и по вот этим полям, которые являются источником для внутривидовой конкуренции.

Таким образом, если посмотреть на эту картину, то окажется, что каждый раз эволюционный отбор шёл очень интересным способом. Люди, для того, чтобы решать в популяции свои проблемы, отбирали тех, кто больше всего нужен.

Приведу пример. Я люблю этот пример, потому что Пётр Первый стал приглашать западных инженеров, навигаторов. Не потому, что проблемы были какие-то в России. Нет. Он набрал сначала боярских детей, отправил их учиться. И выяснилось, что освоить арифметику может только 2%. Отбора не было. Оказалось, что богатые бояре могли хорошо тратить родительские деньги, ну и размножаться. Всё. А для интеллектуальной деятельности они были мало приспособлены. И Пётр так и не решил эту проблему, приглашал иностранцев.

Только Екатерина, отменив все иерархические системы, то есть сказав, что можно набирать навигаторские и арифметические школы всех подряд, и потом им давать личное дворянство, решила проблему. И сразу в России появилась полноценная армия. То есть отбор шёл по определённым способностям, в которых вот эта вот картинка является одной из ключевых. То есть, поскольку вот эти поля у разных людей могут различаться в 3-5 раз, а вот поляка там подполями и в 40 раз.

Но и это ещё не все, к сожалению. Потому что эти самые поля и подполя, различаясь в десятки раз, определяют функции человеческого мозга. При этом в мозге человеческом некоторые подполя у одного человека могут быть, а у другого могут не быть.

Например, у Маяковского, у которого в сорок седьмом поле было подполе, которое больше ни у одного человека не нашли.
Ну, там много других, у меня есть такая книжка, "Изменчивость и гениальность" , там можно об этом почитать. То есть, между нами не только количественные, многократные различия по мозгу, но и качественные.

То есть, внутри популяции людей индивидуальные особенности мозга могут доходить до того, что разница между ними будет больше, чем между видами в животном, в живой природе.

То есть, таким образом, попытка договориться, когда мозг конструкционно отличается ни к чему и никогда не приведут, эта проблема так не решается.

Поэтому, собственно говоря, мозг, используя вот эти механизмы отбора, он и стал основой самоорганизации.

36 31В чём дело? Вопрос только в одном. Перераспределении энергии.
Вот здесь картинки, которые показывают с левой стороны то, как происходит в иерархической системе императорского типа. Чем дольше она существует, тем больше возникает боковых источников энергии. Никакая обезьяна никогда в жизни выполнять вертикальные обязательства, то есть между вышестоящей системой и ими не будет.
Она будет сюда пытаться создать боковые источники энергии, которые разрушают систему. Поэтому все попытки структурализировать человечество принудительно, с помощью полицейских, специальных служб и прочее-прочее, ничему не дают, потому что энергии надо на это затратить очень много, и когда баланс нарушается, возникают социальные конфликты по отбору.

Кто же отбирается? Посмотрим в 19 век.
Как идёт такой быстрый человеческий отбор? Почему? Потому что за четыре с половиной миллиона лет всего-навсего наш мозг увеличился в четыре раза. А животные любой группы, какую бы мы взяли, от динозавров и птиц, кончая млекопитающими. На всё то же самое требуется десятки и сотни миллионов лет. А мы быстренько это сделали.
В чём дело? Потому что мы являемся и кроликами подобными, и мы их отбираем по свойствам. Ну, пример.
В начале XIX века начало развиваться инженерное искусство.
И что, к чему это привело, это инженерное искусство?
О том, что оказалось очень мало людей, способных заполнять инженерные функции. То есть инженеров оказалось воспитывать невозможно, даже в нашей стране ничего не получалось, несмотря на гигантское разнообразие вариантов конструкции мозга. Трудно было отбирать, ну, можно, их стали отбирать с 20-х годов 19-го века.
И к концу 19-го века их вырастили три поколения, отобранных почему?
Особенностям конструкции мозга. Кто же их по деньгам не отбирал?

1







Способных детей отбирали, создавали условия, воспитывали, они становились инженерами, строили железные дороги, пароходы и все остальное. И их не платили хорошо, они размножались, и популяция, не смотря на то, что наследование, очень слабо, передаёт, тем не менее, такой церебральный сорсинг, интенсивный, привел к тому, что к концу 19-го века, что произошло во всем мире, смена социальной структуры общества.
То есть аристократия, которая не обладала ничем, кроме землевладения и денег, была заменена во всем мире. Это называется у коммунистов буржуазная революция, у нас то же самое. Посмотрите, кто вокруг Ленина стоит. Одни инженеры. Именно благодаря смене людей во власти, которых заменили те, кто пришёл с конструкцией мозга, способные воспринимать инженерное искусство, и был прогресс в нашей стране в космос полетели, и все остальное.
При этом у каждого человека, если уж касаться лично каждого, наш неокортекс, тот самый, который мы думаем, покрытый бороздами и извилинами, он всячески сопротивляется любой деятельности.
Поэтому даже самый умный потенциально может оказаться полным дураком, и наоборот. Потому что только через самореализацию, через труд, он может достичь неких результатов.
Каких именно?
Значит, рассудочная система составляет у нас около 80% нашего мозга. Это то, о чем вы думаете, что делать категорически не хочется. А биологические системы, в основе которых лежат биологические сообщества, там лимбическая система всего 10%.
Это набор хотелок, половые центры, эмоциональный, гормональный, контроль инстинкта. Это когда ребёнок кричит «Я хочу!» Ну, значит, надо драть. Что же делать?
Потому что осмысленное поведение. Рождается только в коре.
Кстати, она начинает появляться только после 8-9 лет. Поэтому попытаться что-то добиться от детей до этого возраста - это уже болезни родителей, а не детей.
Они тут ни при чем, у них ещё субстрата нет, которым можно думать.

Проблема заключается в том, что мощная большая кора очень много употребляет энергии.
Наш организм употребляет до 25% энергии, мозг, если начинает думать, 25% от всего организма. Это очень много. Поэтому организм всеми способами сопротивляется этому делу.
А если он начинает вести как обезьянка, то есть за счёт хотелок, то есть лимбическая система, которая всего 10%, то расходов мало. Ну и что получается?
Для того, чтобы думать, надо очень много затрачивать мозгом, что мозг делать категорически не хочет.
Отсюда лень детская. Отсюда все эти проблемы, которые связаны с образованием и воспитанием, заставить себя многие вообще ничему не могут. А причина эта скрыта в самом мозге, для того чтобы экономить энергию мозг, особенно детей, вырабатывает большое количество специфических веществ.
Которые вам широко известны. Во-первых, каннабиноиды эндогенные.
А у детей ещё много опиоидов.
Поэтому дети, как только снижают свою рассудочную деятельность, тут же получают каннабиноиды и опиоиды. Ну и кто из детей откажется от пары косячков? Нет, не откажутся.
Поэтому заставить их что-то делать почти невозможно.
И человек, который, например, ему предлагают зарабатывать деньги, а он их предпочитает воровать, конечно, потому что он ещё все время находится под наркозом. То же самое привлекательность самых ортодоксальных и скажем так сомнительных социальных религий.
В чём дело? Если вы живете по инструкции, не напрягая некортекс, тот самый с бороздами и извилинами, вы спокойненько получаете свою дозу каннабиоидов. Если вы имитируете интеллектуальную деятельность, а не занимаетесь, вы, получается, снижаете энергетические расходы, и сразу же вам эндогенные каннабиноиды, ну, просто при половом созревании, опиоиды, начинают вырабатываться в меньшей степени. Поэтому справиться и заставить себя интеллектуально что-то делать очень сложно.
43 27

И это настоящий подвиг, если кто-то чему-то выучивается, и потом вынужден учиться всю жизнь. Не из-за того, что он дурак такой. Нет. Не из-за того, что у его родителей плохие.
Просто биологические механизмы управления поведением в нашем мозге они очень сильны и подкреплены к тому же химическими различными специальными веществами, которые блокируют любую интеллектуальную деятельность. Это печальная история, что приводит, собственно говоря, к тому что людей так или иначе, если их впустить на волю, к замене рассудочной системы , потому что мозг наш не понимает, зачем нужно обезличенное поведение социальной структуре общества.



Он не понимает, почему социальный сорсинг в обществе идёт негативного типа.
По пищеварительному принципу, поэтому начальники, как правило, становятся наиболее биологизированными особями, а другие туда не попадают. Ну вот, и к тому же, зачем затрачиваться, платить налоги и прочее, потому что они же явно идут не туда. А в противовес вешается, ну, например теми же разбойниками и террористами, вешается биологическая система, которая, да, ведёт к быстрому эволюционному прогрессу, но она ничего не создаст.
Потому что, рискуя погибнуть в эволюционных катастрофах, они зато оказываются в системе вне сложившейся социальной структуры церебрального сортинга. Сложный, тяжёлый, а тут её нет.
Простейшая инстинктивная система гарантирует некий личный социальный прогресс. В результате и религиозные, и террористические всякие организации очень эффективны, и противостоять им что-то рассудочно очень сложно.

Кому было интересно, можете почитать возникновение мозга человека в двух томах. А тех, кого заинтересовало, что происходило с человечеством не по законам марксизма-ленинизма, а по механизмам отбора головного мозга, можете посмотреть церебральный сортинг. На этом я благодарю вас за внимание.
Публикация осуществляется с целью распространения знаний об эволюция головного мозга человека.

Все права на данный материал принадлежат профессору Савельеву.
Данная публикация осуществляется в образовательных целях и не преследует коммерческих интересов.

Контактные данные для связи с автором
Тел. 7-(499)-120-00-50
Email: embrains@hotmail.com
http://www.morfolhum.ru/about/struktura/laboratoriya-razvitiya-nervnoy-sistemy/